Проблема восстановления бухгалтерского учета и отчетности может коснуться любого юрлица.
Вести бухучет правильно обязаны все предприниматели, но иногда случается, что происходят нарушения этого процесса. В таких случаях и требуется его восстановление. Подробнее обо всех этапах этого процесса рассказывается в данной статье.

Что такое восстановление бухгалтерского учета, его цели и задачи

Восстановление учета предполагает приведение в надлежащее состояние финансовых и налоговых документов и отчетности организации. Цели восстановления бухучета — это приведение его структуры в соответствие с законодательством, а также построение с нуля или его восстановление, получение благоприятных рецензий аудиторов о деятельности компании, разблокировка арестованных счетов в банке, минимизирование финансовых расходов на штрафы по правонарушениям в области ведения бухгалтерии.

Восстановление учета бывает двух типов: полное и частичное.

  • Частичное предполагает действия только с одним разделом учета, например с материалами, банковскими операциями или кадровым учетом;
  • Полное восстановление происходит комплексно по всем направлениям, начиная от первичной документации и заканчивая сдачей отчетов в ИФНС и фонды.

Кому необходимо восстановление учета?

Восстановление учета однозначно требуется в следующих случаях: блокировка расчетного счета по требованию налоговой инспекции, ошибки при сдаче отчетности, утрата первичной основной документации, смена учредителя, принятие во внимание изменений в нормативных актах, регулирующих отчетность и бухучет в целом, ошибки при осуществлении расчетных операций, начисление штрафов и пени из-за нарушений законодательства, полное отсутствие учета. В последнем случае требуется постановка и восстановление бухгалтерского учета с нуля.

Сроки восстановления бухгалтерского учета и его этапы

Четкие сроки восстановления бухучета законом не определены, но необходимо делать это как можно скорее при обнаружении недочетов или возникновении проблем, во избежание негативных последствий в виде санкций в результате проверок.

Проверка и восстановление бухгалтерского учета включает в себя следующие этапы:

  1. Проведение полного анализа деятельности фирмы и бухгалтерии для выявления проблем;
  2. Принятие решения о том, какой тип восстановления потребуется – полный или частичный;
  3. Анализ документации, проверка правильности начисления и уплаты платежей по налогам и сборам, при необходимости отправка уточненной отчетности в ИФНС фонды и оплата выявленной недоимки по налогам и штрафных санкций;
  4. Проведение инвентаризации для получения данных об имеющихся основных средствах (зданиях, сооружениях и др.) а также ТМЦ и восстановление их в учете;
  5. Восстановление первичной документации чтобы была возможность восстановить регистры учета;
  6. Проверка результатов восстановления учета независимым аудитором и определение комплекса мер по правильному ведению учета в будущем.

Ведение и восстановление бухгалтерского учета при участии консалтинговой компании

Восстановление бухгалтерского учета – непростой и долгий процесс, затрагивающий все области работы компании. При его проведении возможны сложности в расхождении данных с фондами и налоговой инспекцией, в отчетности могут возникнуть недочеты, возможна потеря документации, по которой проводилось восстановление учета.

Чтобы избежать новых проблем, лучше доверить процесс восстановления бухучета специализированной консалтинговой компании.

ООО «Баланс» много лет работает в этой сфере услуг для организаций и ИП. Наши сотрудники — профессионалы своего дела. Мы проанализируем вашу деятельность, поможем восстановить пропущенные хозяйственные операции, восстановить первичную документацию, оформить и отправить необходимую отчетность либо создать бухгалтерский учет с нуля, то есть мы можем выполнить полностью весь комплекс необходимых мер восстановления учета индивидуально для вас.

Стоимость услуг всегда индивидуальна, и зависит от многих факторов: промежутка времени, за который необходимо восстановить данные, общего объема и сложности рабочих процессов, времени выполнения работ, системы налогообложения компании, наличия у организации кредитных и заемных средств.

Однако расходы на восстановление бухучета можно включить в состав расходов, уменьшающих налоговую базу при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, а при использовании упрощенной системы налогообложения «Доходы минус расходы» по статье на аудиторские, бухгалтерские и юридические расходы.

В результате восстановления бухгалтерский учет приводится в соответствие с законодательством, становится понятным как самому руководителю, так и контролирующим органам.