Бухгалтерский учет индивидуального предпринимателя (ИП) отличается от учета в других организационно-правовых формах деятельности.

Казалось бы, вести учет ИП просто: по своим обязательствам ИП отвечает личным имуществом, отдельного имущества у него нет. Денежные обороты невысоки. При отсутствии сотрудников, ИП уплачивает в бюджет только сумму фиксированных страховых взносов за себя. Отчетность минимальна. Стоит ли брать в штат бухгалтера, вести учет самостоятельно или лучше поручить ведение бухгалтерии удаленному сотруднику на аутсорсе?

Этот вопрос подробно рассматривается в данной статье.

Ведение деятельности ИП. Общая информация

Как известно, бухгалтерский учёт — это система непрерывного сбора, документирования и обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия, его имуществе и обязательствах.

Ведение бухгалтерского учета ИП различается в зависимости от выбранной ИП системы налогообложения, наличия или отсутствия наемных работников, суммы оборотов. Избежать ошибок поможет следующее:

  • При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя определитесь с системой налогообложения;
  • Решите, будут ли привлекаться наемные работники;
  • В зависимости от выбранной системы налогообложения составьте представление о том, какую отчетность, куда и когда сдавать. Чтобы избежать штрафов.

После этого формируется система работы с бухгалтерскими данными, в зависимости от конкретной сферы деятельности.

ИП может вести учет по упрощенной схеме согласно Федеральному Закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. Это подразумевает возможность вести учет хозяйственных операций в упрощенной форме, использование только некоторых счетов синтетического учета, сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, а также возможность отказаться от использования метода двойной записи и ограничиться ведением Книги учета доходов и расходов.

Документы бизнеса распределяются в зависимости от используемых счетов бухгалтерского учета:

  • Расчеты с покупателями и заказчиками (счет 62);
  • Касса (счет 50.1 «рублевый» или 50.2 «валютный»);
  • Документы по расчетному счету (счет 51.1 «рублевый» или 51.2 «валютный»);
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками (счета 60, 61);
  • Расчеты с подотчетными лицами (авансовые отчеты, счет 71.1);
  • Материалы (счет 10);
  • Основное производство (счет 20);
  • Расчеты по налогам и сборам (счета 68, 69);
  • Расчеты по оплате труда (счет 70)

И другие счета бухгалтерского учета, необходимые в каждом конкретном случае.

Требуется хранить договоры со сторонними организациями, первичную документацию, бланки строгой отчетности, документы по ККМ (отчетность, кассовые чеки), входящую и исходящую документацию. Сроки хранения документов определяются согласно законодательству РФ.

Бухгалтерия ИП. Самостоятельно или на аутсорсинге?

Что такое ведение бухгалтерии на аутсорсинге?

Это выполнение услуг по ведению бухгалтерского учета компанией-аутсорсером, при котором она полностью включается в бизнес-процессы компании-заказчика как его подразделение, выполняет бухгалтерские функции (ведение бухучета, составление и сдача отчетности) и выполняет управление ими, в то же время оставаясь юридически самостоятельной.

Если ИП не обладает управленческими навыками, не имеет времени заниматься бухгалтерией или не может предусмотреть все нюансы ведения бухучета (следить за изменениями законодательства, контролировать сроки сдачи отчетности, подготавливать текущую отчетность и сдавать ее), то эти обязанности можно передать на аутсорсинг.

В случае, когда ИП уверен в своих возможностях правильно организовать ведение бухгалтерского учета, особенно, когда предприниматель использует упрощенную систему налогообложения, например УСН 6% (доходы), либо патентную систему, он может вести учет самостоятельно. Для этого есть специальные электронные сервисы и программы. Но при основной системе налогообложения или УСН 15% (доходы минус расходы) все уже сложнее, и лучше передать обязанности по ведению учета специалистам, нежели получать штрафы за неправильное ведение бухгалтерии.

Есть вариант нанять в штат бухгалтера, либо привлечь удаленного сотрудника, но подобрать хорошего специалиста сложно. Кроме того, важно, чтобы между руководителем и бухгалтером были доверительные отношения: предприниматель рассказывал о своих планах и текущей деятельности, а бухгалтер сообщал о том, какие действия законны, а какие нет.

В связи с этим у аутсорсинга есть ряд преимуществ перед штатным бухгалтером:

  1. Все взаимоотношения между компанией-аутсорсером и заказчиком закреплены договорными отношениями, соответственно, исполнитель несет полную ответственность по договору, в отличие от бухгалтера, с которого сложно бывает взыскать различные неустойки;
  2. Аутсорсинговые компании обеспечивают непрерывный процесс ведения деятельности, без отпусков и больничных;
  3. Отсутствие налогов с фонда оплаты труда на штатного бухгалтера;
  4. Сотрудники аутсорсинговых компаний всегда профессионалы своего дела;
  5. Исключены затраты на организацию рабочего места для штатного бухгалтера.

Как выбрать фирму для ведения ИП на аутсорсе?

К выбору компании, которая будет вести учет у ИП на аутсорсинге нужно подойти серьезно.

Требуют особого внимания следующие факторы:

  1. Дата создания фирмы, период ее существования на рынке услуг;
  2. Репутация организации;
  3. Наличие реальных отзывов клиентов;
  4. Прозрачность ценообразования;
  5. Наличие в аутсорсинговой компании помимо бухгалтеров также юристов, кадровых сотрудников и др.
  6. Наличие сайта организации, контакты и адрес организации должны быть открыты;
  7. Заблаговременное ознакомление с договорами на услуги;
  8. Ознакомление с реальными условиями труда сотрудников при личном посещении офиса организации;
  9. Знакомство с сотрудником, которому будут переданы обязательства по выполнению заказанных вами услуг.

    Если какие-то моменты вас настораживают, возможно, стоит подыскать другую компанию-аутсорсера.

    Главное при сотрудничестве ИП и аутсорсинговой компании – это уверенность предпринимателя в его финансовой безопасности.